Груз, перевозимый автомобильным транспортом, классифицируется в зависимости от степени использования грузоподъёмности, способа погрузки и разгрузки и условий перевозки.
Деление грузов по такому принципу принимают для расчёта тарифов на оплату за перевозку 1 т груза.
2) В зависимости от способа погрузки и разгрузки грузы на автотранспорте подразделяются на три группы: штучные, навалочные и наливные.
Штучные грузыделятся на тарные и бестарные и отличаются между собой объёмом, формой и массой.
Навалочные грузы– грузы, перевозимые насыпью, мелкоштучные в таре или без тары, которые можно складывать в штабеля или кучи.
Наливные грузы, как правило, бестарные и их перевозят в цистернах, устанавливаемых на автомобилях вместо грузовой платформы.
3) В зависимости от условий перевозки и хранения в практике автомобильных перевозок различают грузы: крупногабаритные, длинномерные, большой массы, небольшой массы, антисанитарные, продовольственные и опасные.
К крупногабаритнымотносятся грузы, которые нельзя поместить на обычную грузовую платформу (панели, крупное заводское оборудование, фермы и др.), а перевозка их затруднена.
К грузам большой массыотносятся грузы, масса которых превышает 250 кг, а для грузов катных – более 400 кг.
Длинномерные грузы– крупногабаритные грузы, выступающие более чем на 2 м длины кузова. Для их перевозки применяют прицепы-роспуски.
К опаснымотносятся грузы, которые по своим свойствам могут привести к разрушению автомобиля, окружающих сооружений или нанести травмы людям. Опасные грузы можно перевозить с принятием особых мер предосторожности. Водители, занятые на таких перевозках, должны хорошо знать правила обращения и свойства этих грузов.
К скоропортящимсяотносятся грузы, которые хранят и перевозят при определённой температуре. Для их хранения создают специально оборудованные помещения, а перевозят в кузовах-рефрижераторах, оборудованных холодильной установкой.
Для перевозки антисанитарных грузов предназначены автомобили, имеющие специальные кузова.